Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича

23.10.21.Группа 3. Сборка корпуса модели.

Сборка корпуса модели судна.


 Сборка корпуса. Когда отдельные части набора корпуса (шпангоуты, киль, штевни и стрингеры) готовы, начинают сборку корпуса.

Сборку корпуса модели рекомендуется производить на стапеле — доске, длина которой на 10—15 см больше длины модели корабля.

Стапель крепят на сборном столе или верстаке и на нем укрепляют штевни. Затем на стапеле устанавливают киль и при помощи стапельных блоков (деревянных брусочков) укрепляют на стапельной доске.

После этого на киле укрепляют штевни и устанавливают шпангоуты. Прежде чем их укрепить, необходимо проверить правильность их установки по теоретическому чертежу.

Правильно установленными шпангоутами считаются те, у которых симметрично расположены ветви по отношению к диаметральной плоскости модели, а также если они стали на те места, которые отведены им по теоретическому чертежу.

Воображаемую диаметральную плоскость - можно получить на модели с помощью прямой доски или широкой линейки, устанавливаемой строго параллельно килю сверху вдоль набора корабля.

Правильность установки шпангоутов достигается путем углубления или уменьшения пазов, а Также за счет смещения оси паза вправо или влево, то-есть снятия с той или другой баковой стенки паза стружки. Пазы в шпангоутах или на киле необходимо делать с таким расчетом, чтобы шпангоуты входили в них туго. Если они вставлены слабо, необходимо укрепить их при помощи деревянного чепика.

По окончании проверки и подгонки шпангоутов их крепят к килю при помощи суровой нитки. Для облегчения работы по установке шпангоутов рекомендуется пользоваться стапельной планкой, вырезанной из строительной фанеры или сосновой доски. Такая планка показана на рисунке 62. Подробное описание планки смотрите в разделе «Постройка мотолодки».

После того как окончательно проверят симметричность их ветвей по отношению к диаметральной плоскости, на шпангоутах можно делать разметку пазов для стрингеров.

Для( этЬго еа шпангоуты и штевни накладывают заготовленные стрингеры и карандашом делают разметку. Каждый стрингер и соответствующие пазы на шпангоутах пронумеровываются.

Количество стрингеров, устанавливаемых на моделях, определяется размерами модели и качеством строительного материала. Обычно на моделях устанавливают не менее четырех бортовых (по каждому борту) и пяти палубных стрингеров, так как меньшее количество стрингеров ухудшает прочность модели.

Окончив размешу шпангоутов и стрингеров, шпангоуты снимают с киля и вырезают в них пазы для стрингеров.

Выпиловку пазов на шпангоуте рекомендуется делать при помощи ножовочных пилок. Количество пилок зависит от ширины паза с учетом плотной (тугой) посадки стрингеров.

На рисунке 12 показан способ выпиловки пазов на шпангоутах.

После этого продолжают дальнейшую сборку корпуса модели судна. На киль на казеиновом клею устанавливают шпангоуты и производят проверку их установки. После того как просохнет клей, на шпангоуты устанавливают стрингеры, начиная с палубных. Дав просохнуть клею, зачищают набор модели корабля напильником и стеклянной шкуркой (обрабатывают согласно обводам корабля).

Перед зачисткой набора корпуса модели корабля необходимо вырезать из картона контршаблоны шпангоутов, с помощью которых проверяют обводы корпуса модели корабля при зачистке. Для вырезки контр-шаблонов на картон через копировальную бумагу переводят с кальки внешние очертания шпангоутов. Рекомендуется каждый контршаблон шпангоута вырезать из отдельного куска картона.

Обшивку корпуса модели производят фанерой (желательно авиационной). Толщина фанеры берется: для моделей длиной до 1 м — 1 мм; для моделей большего размера— 1—2 мм.

Для обшивки сначала вырезают фанерные заготовки (точно по выбранному участку борта, с учетом крепления на шпангоутах и стрингерах). Затем на казеиновом клею при помощи деревянных гвоздей и струбцин фанерные заготовки закрепляется на корпусе (рис. 13,а). Когда клей просохнет, струбцины снимают и дополнительно крепят фанеру деревянными гвоздями (рис. 13,6).

На рисунке 13,в показан внутренний вид участка корпуса после  обшивки  фанерой.

Рис. 12. Способ выпиловки пазов на шпангоутах. 338

Когда работы по обшивке корпуса будут закончены, производят шпаклевку. Предварительно корпус тщательно -зачищают. Большие неровности снимают стеклом, а оставшиеся шероховатости снова зачищают напильником и крупнозернистой шкуркой и затем  окончательно  заглаживают мягкой шкуркой (рис. 13,г). После зачистки. кар рус, шпаклюют и. грунтуют. Эти процессы обработки изложены в главе «Отделка изделия из древесины».

Если и после этого на корпусе будут замечены какие-либо изъяны, шпаклевку делают снова. Хорошо зашпаклеванный и зачищенный корпус красится.

Корпус модели покрывается краской несколько раз. Окончательная покраска его делается после установки всех надстроек и предварительных,-испытаний на воде.

Окрасить модель следует кистью с мягкой щетиной (беличьей) или с помощью пульверизатора и компрессора.

Корпус модели может окрашиваться в разные цвета, поэтому для каждой краски необходимо иметь отдельную кисть.

Сначала красят один борт, а когда он подсохнет — другой. Образовавшиеся после первой покраеки подтеки и полосы зачищают мелкой шкуркой, смоченной в бензине или керосине (для масляных красок). Затем делают вторичную покраску. Отбивка ватерлинии производится с помощью устройства, показанного на рисунке 14. По нанесенной линии на корпус корабля наклеивается ровная полоска целлулоида шириной до 3 мм.

Ватерлинию можно отбить и краской. Для этого сначала, на корпус наклеиваются клейстером две полоски бумаги. Расстояние между полосками должно быть равно ширине ватерлинии (до 3 мм). После покраски приклеенную бумагу удаляют теплой водой.

Изготовленный корпус устанавливают на подставке — кильблоках.

Кильблоки делаются из двух досок толщиной 10—15 мм. В досках вырезают выемки по форме шпангоутов, на которые будет опираться модель.

Высота кильблоков не должна быть выше ватерлинии.

Оба кильблока (носовой и кормовой) соединяются двумя параллельными деревянными планками сечением 20X20 мм или металлическими трубками диаметром до 20 мм.

Готовые кильблоки зачищают шкуркой и красят, а к ребрам выемок приклеивают полоски из бархата или войлока.

Многослойный способ («бутербродом»). Для постройки корпуса самоходной модели этим способом необходимо иметь несколько липовых досок, которые после соответствующей обработки по теоретическому чертежу явятся набором корпуса модели корабля.

Сначала на плотной бумаге вычерчивают в натуральную величину теоретический чертеж корпуса модели. Затем на теоретическом чертеже бока намечают ряд ватерлиний, расстояние между которыми зависит от толщины имеющихся в кружке липовых досок.

С бумаги ватерлинии переводят последовательно (от киля до верхней палубы) на доски. Затем по этим ватерлиниям вырезают из досок составные части корпуса. Разметку линий внутреннего выпила на досках делают из расчета величины модели и качества материала.

На рисунке 15 показаны нанесенные на доски ватерлинии и линии внутреннего выпила.

Заготовки из досок последовательно (начиная от киля) склеивают на казеиновом клею и прошплинтовывают дубовыми или березовыми шпильками. Когда клей просохнет, собранные заготовки корпуса модели подвергают обработке стамеской согласно теоретическому чертежу.

Для проверки правильности наружной обработки корпуса из толстого картона или фанеры вырезают .контршаблоны по числу шпангоутов теоретического чертежа корпуса.

Для проверки внутренней обработки корпуса вырезают контршаблоны по шпангоутам с учетом толщины стенок корпуса.

Когда обработка корпуса модели будет закончена и проверена контршаблонами, в корпус врезают сделанные из фанеры водонепроницаемые переборки согласно предварительному расчету.

Обработанный корпус модели с вырезанными водонепроницаемыми переборками показан на рисунке 1.5, внизу.

Дальнейшую обработку корпуса производят так же, как и в предыдущем способе, то-есть зачищают, шпаклюют и красят.

Набор корпуса модели полосками фанеры по болванке («диагональная обшивка»). Для постройки корпуса модели этим способом моделист должен предварительно изготовить деревянную болванку. Болванку рекомендуется делать вышеописанным способом, то-есть склеивая ее из липовых досок, вырезанных по ватерлиниям, но обработанных Только снаружи без внутренних вырезов.

Болванку можно изготовить и из липовых брусков, но в этом случае очень сложна обработка обводов.

После обработки наружной поверхности болванки в ней вырезают пазы для набора шпангоутов и киля.

Для проверки обводов болванки согласно теоретическому чертежу корпуса модели из толстого картона или фанеры вырезают контршаблоны по числу шпангоутов, которые вы видите на рисунке 16, вверху.

Когда болванка готова, в ее пазы вставляют шпангоуты и килевую полосу, которую крепят с форштевнем и ахтерштевнем, вырезанными отдельно из брусков бука или березы.

Первой накладывается килевая полоса, выпиленная из фанеры толщиной 2 мм. Затем устанавливаются шпангоуты, каждый из которых склеивается из 1—1,5-миллиметровой фанеры. Общая толщина каждого шпангоута должна быть 5 мм.

В промежутках между шпангоутами устанавливается киль, собранный из липовых или сосновых брусков,- и обрабатывается согласно контршаблонам.

В бруске болванки форштевня вырезается паз по обводам болванки, в которой ляжет обшивка.

На рисунке 16, вверху, показана обработанная болванка с вырезанными пазами для шпангоутов и киля, болванка с набором киля, шпангоутов и штевней и форштевень с выбранным пазом для обшивки.

Когда клей сборного киля и шпангоутов просохнет, приступают к обшивке корпуса. Перед началом обшивки болванку покрывают мокрой бумагой (во избежание приклеивания обшивки к болванке). Обшивку производят двумя слоями полосок фанеры, начийая со средней, части корпуса и кончая носом и кормой. Для правильности наложения полосок аа болванке проводят линии под углом в 45° по отношению к килю.

Полоски первого слоя обшивки временно крепят к килю и в местах пересечения шпангоутов. Каждая полоска второго слоя приклеивается и притирается к первому слою обшивки, после чего ее временно крепят металлическими мелкими гвоздями к килю по верхнему краю борта. В таком виде обшивка находится сутки (до полной просушки).

Перед снятием обшивки с болванки металлические гвозди вытаскивают и киль прошивают деревянными гвоздями, после чего обшивку зачищают.

Сняв обшивку с болванки, вырезают стрингеры по шпангоутам и вставляют их в корпус (рекомендуется в корпус ставить не меньше шести стрингеров). Стрингеры крепят к корпусу на казеиновом клею, а в местах пересечения со шпангоутами дополнительно вбивают металлические гвозди.

Затем к шпангоутам крепят сборные бимсы и водонепроницаемые переборки, сделанные из полуторамиллиметровой фанеры (рис. 17).

Дальнейшую обработку корпуса производят так же, как и в предыдущем способе (то-есть зачищают, шпаклюют, снова зачищают и красят).

Изготовление надстроек моделей судов. Изготовление надстроек моделей судов составляет большой комплекс работ, связанный с различными процессами обработки дерева, металла, а также монтажа отдельных технических узлов и деталей. Правильное и качественное изготовление надстроек модели и выполнение их в соответствии с надстройками настоящего корабля имеет большое значение в постройке всей модели.

К надстройкам моделей предъявляется ряд серьезных требований: для обеспечения наибольшей остойчивости корабля они должны быть по возможности легки, а для обеспечения меньшей сопротивляемости на ходу — более обтекаемы. -Необходимо также, чтобы надстройки соответствовали масштабу корпуса модели и были правильно установлены.

Качество изготовления надстроек во многом зависит от правильного подбора строительного материала и способов изготовления отдельных деталей. Большинство надстроек изготовляется по частям и устанавливается на модель в собранном виде.

В этой главе описывается изготовление наиболее характерных надстроек, судовых устройств и корабельного вооружения.

Согласно рабочему чертежу вырезают заготовки верхней палубы и бортов надстройки и делают заготовку реек. Перед склейкой фанерные заготовки зачищают мелкой шкуркой, ,а рейки простругивают и хорошо подгоняют те грани, которые предназначены для крепления палубы с бортами.

Склейку надстройки производят на казеиновом клею. Для большей прочности надстройки ее дополнительно крепят мелкими шурупами или гвоздиками.

Окончив склейку надстройки, ее зачищают, шпаклюют, сушат, опять зачищают и два-три раза красят (рекомендуется после первой покраски надстройки зачистить ее поверхность мелкой шкуркой и только после этого красить второй раз).

Когда надстройка будет готова, ее устанавливают и укрепляют на палубе модели корабля.

На рисунке 19 показана конструкция рубки. В отличие от конструкции обыкновенной надстройки рубка имеет обтекаемую верхнюю палубу и полукруглые борта.

Для склеивания основных частей рубки применяют дополнительные заготовки — брусочки дерева, нарезанные из реек. Эти брусочки склеивают с рейками согласно обводам конструкции рубки.

Затем острым ножом срезают ребра брусочков и постепенно их закругляют. Полученные закругления необходимо зачистить наждачной шкуркой. Заготовки из реек и брусочков крепят на казеиновом клею и шпильках к верхней и нижней палубе и дают им просохнуть. После этого устанавливают заготовку бортовой обшивки и склеивают ее с верхней палубой. Шов верхней палубы зачищается шкуркой и шпаклюется. Дальнейшая обработка та же, что и у надстройки.

Каркас трубы делают из трех кусков фанеры, которые собираются с помощью пропилов. Перед сборкой каркаса на ребрах верхней части заготовок делают 3—4-милли-метрозые выпилы, куда вставляют козырек трубы. Заготовки каркаса зачищают и собирают на клею.

Выкройка или заготовка трубы и козырька трубы предварительно вычерчивается на плотной бумаге и проверяется по каркасу трубы. Только после этого можно приступить к разметке трубы и козырька трубы на фанере или жести. Затем трубу собирают.

Готовую трубу зачищают, шпаклюют и красят. После того как труба высохнет, на нее наклеивают, отличительные цветные пояса, которые вырезают из цветного тонкого плексигласа, аккуратно выкрашенной фанеры или цветной плотной бумаги.

Изготовление стопора якоря для цепи изображено на рисунке 20,6. Стопор состоит из подушки и рычага. Подушка изготовляется из твердого дерева (бук, береза) или легко обрабатываемого металла, а рычаг — из гвоздя или проволочки. Внизу к рычагу припаивают болт, который служит для крепления рычага в подушке.

Подушку устанавливают на палубе, пропускают в паз якорную цепь и расстопоривают одно из звеньев болтом.

Стопор и все якорное устройство красят в черный цвет.

Изготовление кнехта показано на рисунке 20,в. Заготовка тумб и подушки из дерева твердых пород делается отдельно. Для сборки кнехта в подушке сверлят отверстия, в которые на клею устанавливают тумбы. Кнехты укрепляются на палубе при помощи клея и шпилек.

Киповые планки легко сделать по рисунку 20^г. Их изготовляют: из легко обрабатываемого металла или дерева — бука, березы.

Киповые планки обычно крепятся на палубе при помощи двух шпилек и окрашиваются в черный цвет.

Изготовление якоря показано на рисунке 21,а. Части якоря: веретено, скобу, соединительные болты и коробку — делают отдельно. Веретено, скобу и соединительные болты изготовляют из металла, а коробку из липы. Коробку и якорную скобу крепят с веретеном при помощи соединительных болтов (болты свободно ходят в отверстиях веретена и туго сидят в коробке и скобе). Якорь окрашивается в черный цвет.

На рисунке 21,6 показан спасательный плотик. Изготовляют его из фанерных и липовых заготовок.

Из фанеры делается днище плотика и ребра жесткости (они же банки для сидения матросов и пассажиров).

Заготовка для воздушной оболочки плота изготовляется из отрезка липовой доски. На липовой доске делают разметку воздушной оболочки, после чего высверливают или выдалбливают середину. Затем липовую заготовку зачищают шкуркой и крепят к фанерной заготовке на клею при помощи двух или четырех шпилек. После этого ее окончательно зачищают и красят.

23 октября 2021 в 08:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.