Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича

28.10.21.Группа 1.Изготовление палубы.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАЛУБЫ.

Установка палуб на модели не представляет большой технической трудности, однако чрезвычайное значение представляет собой список деталей, устанавливаемых в корпусе до вклеивания в него палубы. Среди деталей, которые должны быть в этом списке и о которых очень часто забывают - пушки на нижележащих палубах, рамки пушечных портов, кнехты, такель-блоки, пеньковые и цепные проводки и т.д. Необходимо очень внимательно изучить чертежи и разобраться с дельными вещами судна во избежание неприятных сюрпризов в процессе постройки модели.

 

ОСНОВАНИЕ ПАЛУБЫ.

Первый этап строительства палубы модели заключается в изготовлении основы или подложки для каждой палубы из дерева толщиной 0,8-1 мм и подгонке ее в корпусе. Выполнение такой подкладки под палубой имеет, по меньшей мере, две положительные стороны: облегчение выполнения настила палуб и обеспечение опоры планкам настила в промежутках между бимсами (шпангоутами) модели.
Для изготовления такой основы удобнее всего из тонкого листового материала вырезать шаблон, подогнать его по месту, а затем уже перенести контур на заготовку основы палубы и вырезать ее. Между прочим, необходимо отметить, что изготовление шаблонов сложных по форме деталей из простых, дешевых и легкообрабатываемых материалов всегда поможет моделисту сохранить время, деньги и усилия.
В основаниях палуб необходимо прорезать отверстия и окна под мачты, люки, решетки и лестницы.

 

ПАЛУБНЫЙ НАСТИЛ.

Доски палубы, обычно, были достаточно светлыми, поэтому рекомендуется для планок чистового настила палубы модели использовать планки из самшита или клена. Для выполнения настила нижних, невидимых палуб можно использовать более дешевый материал - еловые планки.
Ширина досок палубного настила постоянно изменялась с течением времени. До начала 16 столетия ширина досок колебалась между 30 и 45 см, в 17 столетии - 25-40 см, в 18-м - 20-35 см, в первой половине 19-го века - 15-20 см и во второй половине 19-го века около 15 см.

img_hrz9n7941997357.jpg

img_blz3q9825589727.jpg

img_iru5m9405105425.jpg

 Доска шириной до 15 см

 Доска шириной 15-28 см

 Доска шириной более 28 см

Толщина досок настила несколько изменялась от палубы к палубе: на нижних палубах до 10 и на верхних - до 8 см.

img_bn21k8710116104.jpg

Схема раскладки досок палубного настила (сверху вниз):

в три доски;

в три доски, континентальный вариант;

в четыре доски;

в пять досок, французский вариант

В процессе укладки настила, между досками оставлялся зазор в 1 см для обеспечения возможности работы конопаткой. Само конопачение стыков палубы производилось паклей с последующей заливкой смолой.

img_co09p2851165543.jpg

Гвоздевание в месте врезки в ватервейс (joggling)

ГВОЗДИ И НАГЕЛИ.

Правила выбора размера гвоздей и нагелей для крепления досок настила палуб были те же, что и для крепления обшивки корпуса судна.
Примечание. Элементы крепления досок палубного настила судов с металлическим каркасом (после 1850 года) невидимы, за исключением деревянных пробок, закрывающих отверстия болтов, крепящих доски к каркасу, которые должны быть немного темнее основного цвета палубы благодаря тому, что они вырезались поперек, а не вдоль волокон.

 

28 октября 2021 в 08:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.