Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича
11.11.21.Группа 1.Сборка корпуса модели.Шпаклевание корпуса.Подготовка под покраску.Сборка корпуса модели судна.Сборка корпуса. Когда отдельные части набора корпуса (шпангоуты, киль, штевни и стрингеры) готовы, начинают сборку корпуса. Сборку корпуса модели рекомендуется производить на стапеле — доске, длина которой на 10—15 см больше длины модели корабля. Стапель крепят на сборном столе или верстаке и на нем укрепляют штевни. Затем на стапеле устанавливают киль и при помощи стапельных блоков (деревянных брусочков) укрепляют на стапельной доске. После этого на киле укрепляют штевни и устанавливают шпангоуты. Прежде чем их укрепить, необходимо проверить правильность их установки по теоретическому чертежу. Правильно установленными шпангоутами считаются те, у которых симметрично расположены ветви по отношению к диаметральной плоскости модели, а также если они стали на те места, которые отведены им по теоретическому чертежу. Воображаемую диаметральную плоскость - можно получить на модели с помощью прямой доски или широкой линейки, устанавливаемой строго параллельно килю сверху вдоль набора корабля. Правильность установки шпангоутов достигается путем углубления или уменьшения пазов, а Также за счет смещения оси паза вправо или влево, то-есть снятия с той или другой баковой стенки паза стружки. Пазы в шпангоутах или на киле необходимо делать с таким расчетом, чтобы шпангоуты входили в них туго. Если они вставлены слабо, необходимо укрепить их при помощи деревянного чепика. По окончании проверки и подгонки шпангоутов их крепят к килю при помощи суровой нитки. Для облегчения работы по установке шпангоутов рекомендуется пользоваться стапельной планкой, вырезанной из строительной фанеры или сосновой доски. Такая планка показана на рисунке 62. Подробное описание планки смотрите в разделе «Постройка мотолодки». После того как окончательно проверят симметричность их ветвей по отношению к диаметральной плоскости, на шпангоутах можно делать разметку пазов для стрингеров. Для( этЬго еа шпангоуты и штевни накладывают заготовленные стрингеры и карандашом делают разметку. Каждый стрингер и соответствующие пазы на шпангоутах пронумеровываются. Количество стрингеров, устанавливаемых на моделях, определяется размерами модели и качеством строительного материала. Обычно на моделях устанавливают не менее четырех бортовых (по каждому борту) и пяти палубных стрингеров, так как меньшее количество стрингеров ухудшает прочность модели. Окончив размешу шпангоутов и стрингеров, шпангоуты снимают с киля и вырезают в них пазы для стрингеров. Выпиловку пазов на шпангоуте рекомендуется делать при помощи ножовочных пилок. Количество пилок зависит от ширины паза с учетом плотной (тугой) посадки стрингеров. На рисунке 12 показан способ выпиловки пазов на шпангоутах. После этого продолжают дальнейшую сборку корпуса модели судна. На киль на казеиновом клею устанавливают шпангоуты и производят проверку их установки. После того как просохнет клей, на шпангоуты устанавливают стрингеры, начиная с палубных. Дав просохнуть клею, зачищают набор модели корабля напильником и стеклянной шкуркой (обрабатывают согласно обводам корабля). Перед зачисткой набора корпуса модели корабля необходимо вырезать из картона контршаблоны шпангоутов, с помощью которых проверяют обводы корпуса модели корабля при зачистке. Для вырезки контр-шаблонов на картон через копировальную бумагу переводят с кальки внешние очертания шпангоутов. Рекомендуется каждый контршаблон шпангоута вырезать из отдельного куска картона. Обшивку корпуса модели производят фанерой (желательно авиационной). Толщина фанеры берется: для моделей длиной до 1 м — 1 мм; для моделей большего размера— 1—2 мм. Для обшивки сначала вырезают фанерные заготовки (точно по выбранному участку борта, с учетом крепления на шпангоутах и стрингерах). Затем на казеиновом клею при помощи деревянных гвоздей и струбцин фанерные заготовки закрепляется на корпусе (рис. 13,а). Когда клей просохнет, струбцины снимают и дополнительно крепят фанеру деревянными гвоздями (рис. 13,6). На рисунке 13,в показан внутренний вид участка корпуса после обшивки фанерой. Рис. 12. Способ выпиловки пазов на шпангоутах. 338 Когда работы по обшивке корпуса будут закончены, производят шпаклевку. Предварительно корпус тщательно -зачищают. Большие неровности снимают стеклом, а оставшиеся шероховатости снова зачищают напильником и крупнозернистой шкуркой и затем окончательно заглаживают мягкой шкуркой (рис. 13,г). После зачистки. кар рус, шпаклюют и. грунтуют. Эти процессы обработки изложены в главе «Отделка изделия из древесины». Если и после этого на корпусе будут замечены какие-либо изъяны, шпаклевку делают снова. Хорошо зашпаклеванный и зачищенный корпус красится. Корпус модели покрывается краской несколько раз. Окончательная покраска его делается после установки всех надстроек и предварительных,-испытаний на воде. Окрасить модель следует кистью с мягкой щетиной (беличьей) или с помощью пульверизатора и компрессора. Корпус модели может окрашиваться в разные цвета, поэтому для каждой краски необходимо иметь отдельную кисть. Сначала красят один борт, а когда он подсохнет — другой. Образовавшиеся после первой покраеки подтеки и полосы зачищают мелкой шкуркой, смоченной в бензине или керосине (для масляных красок). Затем делают вторичную покраску. Отбивка ватерлинии производится с помощью устройства, показанного на рисунке 14. По нанесенной линии на корпус корабля наклеивается ровная полоска целлулоида шириной до 3 мм. Ватерлинию можно отбить и краской. Для этого сначала, на корпус наклеиваются клейстером две полоски бумаги. Расстояние между полосками должно быть равно ширине ватерлинии (до 3 мм). После покраски приклеенную бумагу удаляют теплой водой. Изготовленный корпус устанавливают на подставке — кильблоках. Кильблоки делаются из двух досок толщиной 10—15 мм. В досках вырезают выемки по форме шпангоутов, на которые будет опираться модель. Высота кильблоков не должна быть выше ватерлинии. Оба кильблока (носовой и кормовой) соединяются двумя параллельными деревянными планками сечением 20X20 мм или металлическими трубками диаметром до 20 мм. Готовые кильблоки зачищают шкуркой и красят, а к ребрам выемок приклеивают полоски из бархата или войлока. Многослойный способ («бутербродом»). Для постройки корпуса самоходной модели этим способом необходимо иметь несколько липовых досок, которые после соответствующей обработки по теоретическому чертежу явятся набором корпуса модели корабля. Сначала на плотной бумаге вычерчивают в натуральную величину теоретический чертеж корпуса модели. Затем на теоретическом чертеже бока намечают ряд ватерлиний, расстояние между которыми зависит от толщины имеющихся в кружке липовых досок. С бумаги ватерлинии переводят последовательно (от киля до верхней палубы) на доски. Затем по этим ватерлиниям вырезают из досок составные части корпуса. Разметку линий внутреннего выпила на досках делают из расчета величины модели и качества материала. На рисунке 15 показаны нанесенные на доски ватерлинии и линии внутреннего выпила. Заготовки из досок последовательно (начиная от киля) склеивают на казеиновом клею и прошплинтовывают дубовыми или березовыми шпильками. Когда клей просохнет, собранные заготовки корпуса модели подвергают обработке стамеской согласно теоретическому чертежу. Для проверки правильности наружной обработки корпуса из толстого картона или фанеры вырезают .контршаблоны по числу шпангоутов теоретического чертежа корпуса. Для проверки внутренней обработки корпуса вырезают контршаблоны по шпангоутам с учетом толщины стенок корпуса. Когда обработка корпуса модели будет закончена и проверена контршаблонами, в корпус врезают сделанные из фанеры водонепроницаемые переборки согласно предварительному расчету. Обработанный корпус модели с вырезанными водонепроницаемыми переборками показан на рисунке 1.5, внизу. Дальнейшую обработку корпуса производят так же, как и в предыдущем способе, то-есть зачищают, шпаклюют и красят. Набор корпуса модели полосками фанеры по болванке («диагональная обшивка»). Для постройки корпуса модели этим способом моделист должен предварительно изготовить деревянную болванку. Болванку рекомендуется делать вышеописанным способом, то-есть склеивая ее из липовых досок, вырезанных по ватерлиниям, но обработанных Только снаружи без внутренних вырезов. Болванку можно изготовить и из липовых брусков, но в этом случае очень сложна обработка обводов. После обработки наружной поверхности болванки в ней вырезают пазы для набора шпангоутов и киля. Для проверки обводов болванки согласно теоретическому чертежу корпуса модели из толстого картона или фанеры вырезают контршаблоны по числу шпангоутов, которые вы видите на рисунке 16, вверху. Когда болванка готова, в ее пазы вставляют шпангоуты и килевую полосу, которую крепят с форштевнем и ахтерштевнем, вырезанными отдельно из брусков бука или березы. Первой накладывается килевая полоса, выпиленная из фанеры толщиной 2 мм. Затем устанавливаются шпангоуты, каждый из которых склеивается из 1—1,5-миллиметровой фанеры. Общая толщина каждого шпангоута должна быть 5 мм. В промежутках между шпангоутами устанавливается киль, собранный из липовых или сосновых брусков,- и обрабатывается согласно контршаблонам. В бруске болванки форштевня вырезается паз по обводам болванки, в которой ляжет обшивка. На рисунке 16, вверху, показана обработанная болванка с вырезанными пазами для шпангоутов и киля, болванка с набором киля, шпангоутов и штевней и форштевень с выбранным пазом для обшивки. Когда клей сборного киля и шпангоутов просохнет, приступают к обшивке корпуса. Перед началом обшивки болванку покрывают мокрой бумагой (во избежание приклеивания обшивки к болванке). Обшивку производят двумя слоями полосок фанеры, начийая со средней, части корпуса и кончая носом и кормой. Для правильности наложения полосок аа болванке проводят линии под углом в 45° по отношению к килю. Полоски первого слоя обшивки временно крепят к килю и в местах пересечения шпангоутов. Каждая полоска второго слоя приклеивается и притирается к первому слою обшивки, после чего ее временно крепят металлическими мелкими гвоздями к килю по верхнему краю борта. В таком виде обшивка находится сутки (до полной просушки). Перед снятием обшивки с болванки металлические гвозди вытаскивают и киль прошивают деревянными гвоздями, после чего обшивку зачищают. Подготовка под покраску и окраска моделей кораблей.Для окраски моделей кораблей и судов чаще всего применяются масляные, эмалевые, нитроэмалевые краски. Чтобы качество окраски было хорошим, необходимо соблюдать все стадии технологического процесса, состоящего из подготовки поверхности, грунтования, местного и сплошного шпаклевания; шлифования шкурками; нанесения краски и шлифования ее тонкими шкурками; полирования пастами. Подготовка поверхности к окраске. Чтобы подготовить поверхность деревянной модели к покраске, надо обработать корпус рубанком, напильником и шкуркой, а также устранить дефекты (задиры, трещины, выпавшие сучки). Металлические модели обрабатываются напильниками, шкурками и обезжириваются содовым раствором или мыльной водой. Грунтование модели КорабляГрунтование корпуса под масляные краски для лучшего прилегания последующих слоев производится специальным грунтом № 138а, за неимением этой марки можно использовать натуральную олифу или жидкую масляную краску (лучше — свинцовый сурик). Для нитрокрасок можно применять грунт № 138, клей АК-20, эмалит и нитролаки. Грунт наносят на поверхность 2—3 раза. Каждый слой после высыхания обрабатывают мелкой наждачной шкуркой. Шпаклевание модели КорабляШпаклевание предназначено для выравнивания поверхности. Местное шпаклевание (заполнение ямок, царапин и пр.) производится густой шпаклевкой. После просыхания ее зашкуривают и производят общее шпаклевание модели жидкой шпаклевкой в несколько слоев. Шпаклевку под масляные краски можно приготовить так: 1. Тальк или мел — 70%; олифы — 25%; краски (лучше свинцовый сурик или свинцовые белила) — 5%; 2. Мел — 350 г; лак масляный — 100 г; железный сурик — 40 г. Густая шпаклевка наносится шпателем, ножом или куском упругой резины толщиной 6—8 мм, а жидкая — мягкой кистью, флейцем или распылителем. Под нитрокраски применяется шпаклевка АШ-30, АШ-24, АШ-32. Нитрошпаклевку можно приготовить, замешав тальк (детскую присыпку) на нитроклее АК-20, эмалите или любом другом нитролаке. Шлифование. Шлифование необходимо для устранения шероховатости после шпаклевки или окраски. В начале работы (после местного шпаклевания) применяют шкурки № 48—80; после первых слоев сплошного шпаклевания — № 80—120; последние слои шпаклевки шлифуются шкурками № 140—170—280. Для экономии шкурки рекомендуется производить мокрое шлифование. Если оно производится водостойкой шкуркой, то поверхность обильно смачивают водой. Если водостойкой шкурки нет, то шлифуют обычной, смоченной в керосине. После каждого шлифования с керосином, перед последующими покрытиями поверхность надо тщательно промыть содовой или мыльной водой и просушить Окраска модели КорабляКачество окраски модели во многом зависит от практических навыков юных корабелов, от умения подготовить поверхность и от марок применяемых красок. Обычно окраска производится краскораспылителями марок КР (КР-10, КР-11, КР-12 и др). Компрессоры можно применять любые, дающие давление до 3 атм, в том числе и малогабаритные С-511 и С-21. Положение краскораспылителя должно быть таким, чтобы струя от него направлялась перпендикулярно к окрашиваемой поверхности, расстояние до которой должно быть в пределах 250—300 мм. Передвигать пистолет надо равномерно, с постоянной скоростью. При слишком быстром движении краска будет ложиться тонким слоем, при медленном — толстым, вследствие чего могут появиться подтеки. Наносить краску нужно последовательными параллельными полосами. Каждая полоса должна перекрывать соседнюю на 10—20 мм. Необходимо следить за правильным соотношением давления воздуха и густоты краски, поступающей из краскораспылителя. Давление воздуха должно составлять 2—3 атм. Чем больше давление, тем гуще должна быть краска и наоборот. Это определяется опытным путем на пробной поверхности. Мелкие детали можно красить простейшим пульверизатором. Для этой цели нитрокраска разводится довольно жидко. При окраске кистями немаловажное значение имеет сорт волоса кисти. Лучшими считаются кисти из беличьего, хорькового, барсучьего и медвежьего меха. Перед началом работы новые кисти нужно оклетневать (обвязать) у основания ниткой или тонким шпагатом. Под густые краски свободная от обвязки часть делается короче, под жидкие — длиннее. Во время покраски кисть следует держать под углом 45—55° к окрашиваемой поверхности, движения делать легкими и свободными. При этом нужно следить, чтобы краска ложилась равномерным тонким слоем и не образовывала подтеков. При окраске модели нитрокрасками надо помнить, что сохнут они очень быстро. Поэтому проводить дважды по одному месту кистью не следует. Мазки надо делать короткими, в одном направлении. Если на поверхность попала большая капля — ее нужно немедленно растереть. Нитрокраски разводятся растворителями РДВ, № 646, 647, 648 и 649. Разводить их ацетоном нельзя, так как краска от него пересыхает и трескается. Покрытие обычно производят масляными красками в 2—3, а нитрокрасками в 10—15 слоев. Первый слой покраски считается «выявительным». Он дает возможность обнаружить оставшиеся дефекты на подготовленной поверхности. Их необходимо устранить повторной шпаклевкой и шлифованием. Перед нанесением каждого последующего слоя предшествующий должен быть хорошо просушен. Время просушки для масляных красок должно быть не менее 24 часов. Полирование. В покраске модели полирование является заключительным этапом. Его производят специальной полировочной пастой для легковых автомобилей или пастой ГОИ. Пасту накладывают на мягкую ветошь, кусок фетра или войлока и круговыми движениями доводят поверхность до зеркального блеска. Затем ее протирают полировочной водой, керосином или жидким маслом. Выбор цвета. Окраска модели не должна отличаться от окраски настоящих судов подобного типа. Можно рекомендовать следующие основные правила при выборе колера (цвета). Надводная часть военных кораблей окрашивается в различные оттенки шарового (серого) цвета. Для получения его в белила добавляется 5—7% черной краски. Надводную часть пассажирских судов (корпус и надстройки) красят в белый цвет. У грузовых и грузопассажирских судов корпус красится черной краской, а надстройки — белой. Дымовые трубы у судов с белым корпусом — белые, с черным — черные. Подводная часть окрашивается зеленой или красной краской. Ватерлинию рекомендуется отбивать полоской целлулоида. 11 ноября 2021 в 17:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.