Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича
11.11.21.Группа 4.Окраска и сборка подставки.Изготовление гребного винта,вала,руля для модели.Изготовление подставок и держателей для моделей кораблей.Завершив модель, многие судомоделисты оставляют ее на подставке. Либо изготавливают, нечто похожее на подставки друзей. А как подать модельку под любознательные и благодарные глаза Ваших родных и друзей? Как выставить в правильном свете тот или иной борт, как указать правильный ракурс и угол обзора, не давая в чуждые руки "наше детище" ?Для их изготовления необходимо изготовить шаблоны для конкретной модели. Зачастую ребята, изготавливая одну и ту же модель, отклоняются от фактических размеров модели. И подставки не подходят к конкрентной модели. Приходится подгонять к каждой модели индивидуально, или строить совсем другую, новую. Шаблоны исключают ошибки полученные во время изготовления корпуса.После того как шаблоны изготовлены, переносим контуры подставки на материал (древесину, фанеру, пластик и др.). Вырезаем с помощью лобзика, подгоняем, обрабатываем напильниками и наждачной шкуркой. Следующая операция – это сборка и окраска (можно покрыть морилкой), и в завершении, желательно, лакировать.Технология изготовления гребных винтов для модели корабляПростейший способ изготовления гребного винта для модели корабля с резиномотором заключается в следующем: на листе жести или латуни толщиной 0,5—0,6 мм циркулем-измерителем вычерчиваем окружность нужного диаметра. Затем, не меняя раствор циркуля, делим ее на три равные части (если винт трехлопастный), а точки деления соединяем с центром окружности прямыми линиями. Вырезав заготовку лопастей по окружности ножницами, по размеченным линиям (радиусам) делаем прорезы, не доводя их до центра окружности на 3— 4 мм. Края лопастей закругляем небольшими радиусами (рис. 145, А). Далее из куска стальной проволоки, гвоздя или велосипедной спицы диаметром 1,5— 2,0 мм изготавливаем гребной вал, один конец которого (длиной 3—4 мм) загибаем под прямым углом. В центре заготовки пробиваем отверстие, вставляем туда гребной вал и его отогнутый конец припаиваем к заготовке. Место пайки и концы лопастей винта необходимо зачистить напильником и наждачной бумагой. Чтобы винт отбрасывал в корму воду и тем самым создавал упор для продвижения модели, лопасти его развертываем на 30—35° в одну сторону от плоскости винта. Для большей эффективности работы винта лопасти нужно немного изогнуть, придав поперечным сечениям очертание дуги. Выпуклость дуг должна быть направлена в сторону носа модели, а вогнутость в корму. Теперь, продев свободный конец гребного вала в кронштейн с помощью круглогубцев, делаем крючок в виде знака вопроса. На этот крючок будет надета петля резиномотора (рис. 145, Б). Такие гребные винты для модели корабля изготовить очень просто, но качество их невелико. Поэтому их рекомендуют для небольших моделей с резиновым двигателем, какие обычно строят начинающие моделисты.
Рис. 145. Простейший способ изготовления гребного винта. Наиболее распространенный способ изготовления гребных винтов заключается в следующем: из латуни или стали толщиной 0,5—2,0 мм (в зависимости от размера и необходимой прочности винта) вырезают лопасти, вставляют их в специально пропиленные прорези на ступице (рис. 146) и пропаивают оловом, серебряным или медным припоями.
Рис. 146. Изготовление паяного гребного винта. Прежде чем вырезать лопасть винта, из тонкой жести или латуни изготавливают шаблон контура лопасти с обозначенной на нем осевой линией. С помощью чертилки контур лопасти переносят на листовую сталь или латунь. Затем, с небольшим припуском к размеченному контуру, ножницами по металлу вырезают заготовку лопасти и выравнивают ее деревянным молотком (киянкой) на ровной плоскости. А чтобы все лопасти были одинакового размера, их складывают вместе в пакет и обрабатывают напильником в тисках. На лопастях чертилкой необходимо провести осевые линии. Затем на токарном станке вытачивают ступицу необходимого диаметра и длины с внутренним отверстием под предполагаемую резьбу. Рулевое устройство модели корабляКорабельный руль представляет собой погруженную в воду пластину. Однако его нельзя рассматривать как отдельную деталь судна. Он является важнейшим элементом единого двигательного комплекса модели корабля (корпус — винт — руль). От правильного сочетания этих элементов, особенно на скоростных моделях, зависит величина к.п.д. гребного винта и скорость модели корабля. Форма руля мало влияет на величину поворотной силы. Поэтому обычно они делаются прямо угольного или почти прямоугольного очертания. Однако форма руля часто зависит от формы кормы судна.
Рис. 156. Руль обтекаемой формы. Рули, подвешенные за транцем модели, менее эффективны, чем рули, расположенные под корпусом модели.
Рис. 157. Руль с концевыми шайбами (ребрами). Форма сечения руля влияет на эффективность его работы. Так, обтекаемые рули авиационного профиля (рис. 156), особенно на скоростных управляемых моделях, более эффективны, чем пластинчатые, и благоприятно влияют на к.п.д. гребного винта. Толщину такого руля рекомендуется выбирать от 0,1 до 0,15 от его высоты. Эффективность руля главным образом зависит от его относительного удлинения
гдеI — высота руля, а b— ширина. Рули с большим удлинением обеспечивают большую эффективность. При невозможности увеличить удлинение величину последнего можно компенсировать установкой горизонтальных ребер (рис. 157). Установка таких ребер равносильна некоторому увеличению удлинения руля, а кроме того, эти ребра препятствуют закручиванию потока воды за гребным винтом, что, в свою очередь, также повышает к.п.д. винта. Забортную ширину ребер целесообразно делать равной примерно трем толщинам руля.
Рис. 158. Типы рулей: А — простой руль; Б — балансирный; В — полубалансирный. Различают простые, балансирные и полубалансирные рули (рис. 158). У балансирного руля обтекаемой формы 20—25% его площади находится впереди оси вращения (баллера). Эти рули наиболее эффективны и требуют меньше усилий на их перекладку, чем остальные. Полубалансирные рули применяют в основном на военных кораблях. Согласно правилам соревнований площадь руля моделей кораблей может быть увеличена в два, а диаметр гребного винта в 1,5 раза в сравнении с масштабом прототипа.
Рис. 159. Различные приспособления для регулировки и фиксации руля: А — с поворотной гайкой; Б — с гребенкой; В — с регулировочным винтом. Скругление углов у рулей с гидродинамической точки зрения нежелательно, так как приводит к потере поворотной силы. Верхняя часть кромки руля должна как можно ближе подходить к корпусу судна, по возможности повторяя его обводы. Нижняя кромка должна быть несколько выше килевой линии. Зазор между винтом и рулем должен быть не менее 15% диаметра винта. Близкое их расположение плохо влияет на управляемость модели вследствие того, что рулю приходится работать в относительно возмущенной среде. 11 ноября 2021 в 17:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.