Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича

29.01.2022.Группа 3.Изготовление мачт и антенн модели судна.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА.

Мачты необходимой длины обычно образовывали соединением нескольких отдельных частей. Нижняя часть и была собственно мачтой, а все последующие части - стеньгами. Первую называли просто стеньгой, вторую брам-стеньгой, третью бом-брам-стеньгой. 
Паруса крепились к мачтам с помощью рей, а паруса, которые были установлены на бушприте и латинский парус бизань-мачте - с помощью гафелей. Все реи и гафели управлялись посредством веревок и с помощью блоков и всевозможных шкивов.

img_bn02q0344538427.gif

секции мачты

Очевидно, что в ваших интересах сделать мачты и все связанные с ними детали до их установки на модели и удостовериться, что все нужные рымы, блоки и т. д. на мачтах и на палубе находятся на месте.

img_aox5o6581713491.gif

элементы реев и гафеля

Когда мачта уже готова, хорошо бы проверить ее такелаж. Для этого можно поставить мачту на своё место и приложить идущие к ней нити. Например, однажды, когда фок-мачта была закончена, поставив ее на своё место и приложив нить такелажа к мачте, было замечено, что на палубе отсутствует рым, за который крепиться второй конец этой нити. Было бы очень сложно исправить эту ошибку, если бы фок-мачта была уже установлена. Поэтому еще раз убедитесь, что весь крепеж находиться на своем месте, до того, как устанавливать мачты.

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ

Используя размеры, данные в инструкциях, и сверяясь с чертежами, идентифицирует все реи, гафель и стеньги, необходимые для конкретной мачты. Отрежьте детали нужной длины и сложите их вместе с нужной мачтой. Точно так же соберите все дополнительные детали, типа марсов, салингов, различных блоков и т.д., которые относятся к данной мачте. Используйте прозрачный пластиковый мешочек, чтобы держать все детали вместе. Можно подписать каждый из этих мешочков. Повторите это действие для всех мачт и бушприта.

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАЧТЫ

Утончение мачт и реев может быть сделано, просто непрерывно вращая нужный конец круглой заготовки в сложенном вдвое листе шкурки. В начале нужно использовать грубую шкурку, но постепенно заменяя ее более мелкой. Сузьте и зашкурьте каждую мачту и рей, расположите их на плоской поверхности, глядя на их положение на чертежах, чтобы иметь представление о положении каждой детали.

img_cn30l7371138606.gif

Салинг и установленные блоки

Из-за сложности установки рекомендуется устанавливать гафель после того, как все дополнительные части, типа блоков и т.д. находятся на своем месте на мачте. Размещать детали на мачте или обрабатывать ее после того, как установлен гафель, очень сложно. Таким способом сборка мачты будет легче и опрятнее. Некоторые детали не должны быть намертво закреплены во время сборки мачты, т.к. их придется регулировать после установки мачты. Также во время изготовления мачты обеспечьте достаточное место для прохождения вант. Для этого есть разные методы и вы, глядя на чертежи и схемы, должны решить, каким методом этого достичь.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕЙ И ГАФЕЛЯ

Как и при изготовлении мачт, перед началом их изготовления необходимо просверлить все отверстия, требуемые для каждой реи. используя чертежи и схемы, тщательно наметьте позицию каждого блока или шкива. Убедитесь что все отверстия, которые вы сверлите, находятся на одной прямой и, самое главное, параллельны друг другу, поскольку в дальнейшем разный угол наклона между блоками будет очень заметен.

img_hm19q9820176622.jpg

Крепление гафеля. Хорошо виден бейфут

Блоки могут быть закреплены на реях и мачтах просто обвязывая хвост блока вокруг них. Однако, из-за очень большого количества этих блоков, маленькая модель может выглядеть ’переполненной’.

img_gpx0t8710641636.jpg

Гафель. Обратите внимание на крепление нитей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После нанесения защитного слоя лака на мачту, но до ее установки, убедитесь, что ни одно отверстие в блоках и юферсах не залито лаком. Если отверстие залито, то прочистите или просверлите его заново. Блоки, будучи сделаны главным образом из самшита, можно оставить без лака. 
Из-за различий в конструкции судов, которые совершенствовались за многие годы, невозможно дать более подробные рекомендации по изготовлению мачт и реев. Возможно множество изменений в конструкции и технологии мачт и реев. Например, корабль времен Тьюдоров отличен и в величине, и в конструкции, и в способах изготовления от кораблей времени Нельсона. В свою очередь, корабли эпохи Нельсона отличаются от американских фрегатов и т.д. 
Рисунки и используемые фотографии предназначены чтобы показать основной принцип и типичны для большинства наборов. Во время изготовления всегда необходимо сверяться с чертежами и инструкциями.

img_cq39n1593312672.jpg

Стоячий такелаж установлен до установки реев.

29 января 2022 в 11:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.