Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича
08.02.2022.Группа 3.Изготовление якорного устройства.
Макеты якорей для модели должны выполняться в том же масштабе, что и сама модель.
Зависимость между длиной веретена и остальными размерами якоря Если моделист строит модель собственной конструкции, то для выбора размеров макетов якорей нужно сначала определить масштаб этой модели.
= 1100 мм. Расчетное* водоизмещение модели Д=2,5 кг. Так как длина современного эскадренного миноносца = = 100—120 м, то модель оказывается примерно в сто раз меньше настоящего эскадренного миноносца. Следовательно, масштабное число л = 100. По закону механического подобия водоизмещение корабля в а3 раза больше водоизмещения его модели. Поэтому водоизмещение Д эскадренного миноносца, соответствующего данной модели, было бы равно: Д — 2,5 кг X ЮО3 = 2,5 X 1000000 = 2500000 кг = 2500 г. Зная водоизмещение корабля, моделист обычным путем находит размеры макета якоря для данной модели. Материалом для изготовления макета якоря могут служить сталь, латунь, органическое стекло (плексиглас) или эбонит. Коробка якоря Холла выпиливается напильником заодно с лапами. В середине коробки делается трапецои- дальное отверстие для веретена (рис. 22). Перпендикулярно ему сверлится гнездо для штыря, соединяющего коробку с веретеном (рис. 22). Веретено имеет квадратное сечение, в верхней части снабжается скобой, изготовленной из латунной или стальной проволоки. Крепление скобы к веретену осуществляется при помощи второго штыря, туго входящего в отверстия скобы. Ушки скобы в хме- сте стыка пропаиваются оловом. Ушки скобы можно сделать также из двух шайб, к которым проволочная скоба припаивается оловом. Отверстия в нижней и верхней частях веретена делаются немного больше диаметра штырей. Если коробка макета якоря делается из латуни, то концы штыря пропаиваются оловом и потом зачищаются напильником. Штыри делаются из кусков проволоки.
Шток якоря делается из латунной проволоки, к концам которой припаиваются оловом шарики. В средней части на шток надевается и напаивается кольцо, согнутое из латунной проволоки меньшего, чем шток, диаметра (рис. 23,6). Шарик к изогнутому концу штока припаивается после того, как шток вставлен в отверстие веретена. Под шарик подкладывается шайба из латуни и пропаивается вместе с ним (рис. 23,в). Поворотная лапа макета якоря делается из стали или латуни. Заготовка выгибается и выпиливается напильником по форме лапы. Концевые приливы лапы выгибаются из листовой латуни (рис. 23,г), в них делаются фасонные прорези по форме лапы, после чего они припаиваются оловом и зачищаются напильником и наждачной бумагой. Веретено и лапы макета адмиралтейского якоря выпиливаются напильником из целого куска стали или латуни. Концы лап вырезаются из листовой латуни и припаиваются. Изготовление и крепление штока и скобы описано выше. Лапы четырехлапого якоря выгибаются из латунной проволоки, заранее спиленной на конус. Концы лап вырезаются из листовой латуни. Веретено якоря выпиливается напильником из стали или латуни. Макет якоря собирается при помощи пайки, зачищается напильником и наждачной бумагой. Изготовление скобы и ее крепление производится обычным способом. Детали макетов якорей можно изготовить из эбонита или органического стекла. Эбонит хорошо склеивается клеем БФ-2. Детали из органического стекла (плексигласа) обычно склеивают жидким раствором этого вещества в дихлорэтане. Якорные цепи для моделей кораблей изготавливаются из латунной, медной или стальной проволоки. Калибр и размеры звеньев якорьцепи судна-прототипа легко найти по табл. 2 и 5. Делением полученных размеров на масштабное число определяются размеры звена якорьцепи для модели. Зависимость между калибром якорной цепи и размерами звена Звенья цепи без распорок можно изготовить следующим образом. Из дерева вырезается брусок и грани его спиливаются так, чтобы поперечное сечение бруска имело форму звена якорной цепи. Затем на брусок навивается проволока, снимается с него и разрезается ножницами или кусачками по линии, указанной на рис. 24.
Скоба якорной цепи изготовляется так же, как и скоба якоря, только немного больших размеров. Вертлюги изготовляются следующим образом (рис. 25). Из проволоки выгибается обух и место стыка пропаивается оловом. На штырь обуха надевается латунная или стальная шайба. Вторая шайба меньшего диаметра насаживается на конец штыря, который аккуратно расклепывается. Далее из проволоки выгибается фасонное звено вертлюга, которое своими концами припаивается к шайбе большего диаметра. Якорные клюзы для модели с металлическим корпусом изготовляются также из металла и крепятся к корпусу на пайке. Клюзы для деревянных моделей делаются из дерева, фанеры или целлулоида и приклеиваются к корпусу эмалитом или нитроклеем АК-20. Палубные и бортовые губы якорных клюзов имеют овальную форму (рис. 26), они вырезаются лобзиком и опиливаются напильником так, чтобы поперечное сечение их имело форму сегмента. Губы клюзов зачищаются наждачной бумагой и прикрепляются к корпусу после того, как в бортах и палубе сделаны отверстия и в них закреплены трубы клюзов. Крышки клюзов делаются из листовой латуни или жести. Края крышек загибаются по форме палубных губ якорного клюза. В середине крышки делается такая прорезь, чтобы в нее входило одно из звеньев якорной цепи. При изготовлении якорных клюз-скоб прежде всего нужно пропилить круглым напильником желоб в корпусе модели параллельно ее диаметральной плоскости. Скоба овального сечения выпиливается напильником из дерева, фанеры, металла или целлулоида. Палубный и бортовой фланцы (рис. 27) вырезаются из фанеры или листовой латуни, края их запиливаются напильником. После зачистки наждачной бумагой скоба и фланцы припаиваются или приклеиваются к корпусу модели. Макеты якорных стопоров для модели делаются большим упрощением. Подушка палубного кулачкового стопора (рис. 28) выпиливается напильником из дерева, латуни или целлу- лоида, вырез для прохода якорной цепи делается надфилем. Дуга вырезается и сгибается из листовой латуни или жести и припаивается оловом или приклеивается к подушке. Рукоятка вырезается из латуни или жести, к одному ее концу припаивается проволочный штырь, которым рукоятка вставляется в отверстие подушки. Станина и колодки винтового стопора могут быть выпилены напильником из одного куска дерева, латуни или целлулоида (рис. 29). Колодки можно выпилить отдельно и затем припаять или приклеить к станине. Дуга вырезается из листовой латуни или жести. В качестве шпинделя с рукояткой можно использовать проволоку. Макеты шпилей или брашпилей проще всего изготовить на токарном станке. На станке можно почти полностью выточить макет шпиля и основные составные части макета брашпиля. При изготовлении макета шпиля вручную из фанеры или латуни вырезают четыре шайбы разного диаметра (рис. 30). Одна из шайб изображает фундаментную раму шпиля, остальные три — цепной барабан. В шайбах 1 и 2 круглым напильником или надфилем делаются выпилы, изображающие «звездочку» шпиля (гнезда для вертикальных звеньев). Швартовный барабан выпиливается напильником из дерева и в его центре просверливается такое же отверстие, что и в шайбах. Из тонкого картона вырезаются и наклеиваются ребра швартовного барабана и окна для вымбовок. Части шпиля насаживаются на проволоку и склеиваются. Сверху наклеивается головка шпиля. При изготовлении макетов швартовных шпилей цепной барабан делать не нужно. Фундаментная рама брашпиля вырезается из фанеры или листовой латуни и к ней приклеиваются или припаиваются подшипники (рис. 31). Швартовные барабаны изготавливаются так же, как и у шпиля. В качестве зубчатых колес можно использовать небольшие шестерни, при их отсутствии—колеса. Шкивы ленточных тормозов и колеса вырезаются из фанеры или листовой латуни. В их центре просверливается отверстие для шпинделя брашпиля. Цепные барабаны со звездочками делаются так же, как и на шпиле. Швартовные барабаны, шкивы, цепные барабаны и зубчатые колеса насаживаются на шпиндель (ось). Штурвалы ленточных тормозов и манипуляторного клапана изготовляются из проволоки, жести или листовой латуни. Готовые детали макетов якорного устройства окрашиваются в черный цвет. Для выбора размеров макетов шпилей и брашпилей, а также соотношения между их основными размерами следует пользоваться табл. 6, в которой указаны основные размеры шпилей и брашпилей в зависимости от веса якоря (рис. 19, 20). 2 февраля 2022 в 12:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.