Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича

08.02.2022.Группа 3.Изготовление якорного устройства.

  1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ ЯКОРНОГО УСТРОЙСТВА МОДЕЛИ

Макеты якорей для модели должны выполняться в том же масштабе, что и сама модель.
При изготовлении макетов якорей необходимо вы­держать соотношения между основными размерами яко­ря. Эти соотношения легко найти по рис. 21 и табл. 3.
Допустим, что необходимо изготовить модель крейсе­ра в масштабе 1:100. Главные размерения и водоизме­щение прототипа этой модели известны. Например, водо­измещение крейсера Д=15 000 т. По табл. 1 находим, что вес его станового якоря должен быть равен 6 ООО кг. На крейсерах в качестве становых якорей применяются якоря Холла. С помощью табл. 3 по весу якоря найдем длину его веретена А =3230 мм.
Уменьшив эту величину в сто раз, получим длину веретена макета якоря для модели крейсера рав­ную 32,3 мм.
На рис. 21 даны буквенные обозначения основных размеров различных якорей. В табл. 4 дана зависимость между длиной веретена якоря А и остальными его раз­мерами. Пользуясь рис. 21 и табл. 4, легко определить


соотношения между основными размерами якоря или его макета.

Зависимость между длиной веретена и остальными размерами якоря


Untitled-2_clip_image002_0000.jpg

Если моделист строит модель собственной конструк­ции, то для выбора размеров макетов якорей нужно сна­чала определить масштаб этой модели.
Допустим, что моделист спроектировал модель совре­менного эскадренного миноносца. Длина модели L —

= 1100 мм. Расчетное* водоизмещение модели Д=2,5 кг. Так как длина современного эскадренного миноносца = = 100—120 м, то модель оказывается примерно в сто раз

меньше настоящего эскадренного миноносца. Следова­тельно, масштабное число л = 100.

По закону механического подобия водоизмещение ко­рабля в а3 раза больше водоизмещения его модели. Поэтому водоизмещение Д эскадренного миноносца, со­ответствующего данной модели, было бы равно: Д — 2,5 кг X ЮО3 = 2,5 X 1000000 = 2500000 кг = 2500 г.

Зная водоизмещение корабля, моделист обычным пу­тем находит размеры макета якоря для данной модели.

Материалом для изготовления макета якоря могут служить сталь, латунь, органическое стекло (плекси­глас) или эбонит.

Коробка якоря Холла выпиливается напильником за­одно с лапами. В середине коробки делается трапецои- дальное отверстие для веретена (рис. 22). Перпендику­лярно ему сверлится гнездо для штыря, соединяющего коробку с веретеном (рис. 22). Веретено имеет квадрат­ное сечение, в верхней части снабжается скобой, изго­товленной из латунной или стальной проволоки. Крепление скобы к веретену осуществляется при помо­щи второго штыря, туго входящего в отверстия скобы. Ушки скобы в хме- сте стыка пропаиваются оловом. Ушки скобы мож­но сделать также из двух шайб, к которым прово­лочная скоба припаивает­ся оловом. Отверстия в нижней и верхней частях веретена делаются немно­го больше диаметра шты­рей. Если коробка макета якоря делается из лату­ни, то концы штыря про­паиваются оловом и по­том зачищаются напиль­ником. Штыри делаются из кусков проволоки.

Untitled-2_clip_image004_0000.jpg


Веретено якоря Трот­мана выпиливается на­пильником. В верхней части веретено снаб­жается скобой (см. рис. 3). Немного ни­же отверстия для скобы сверлится дру­гое отверстие для штока якоря. В ниж­ней части веретена делается прорезь для лапы и перпендику­лярно ей отверстие для штыря, соеди­няющего веретено и лапу. Плоскость про­рези для лапы пер­пендикулярна отвер­стию для штока (рис. 23,а).

Untitled-2_clip_image006_0000.jpg

Шток якоря де­лается из латунной проволоки, к концам которой припаиваются оловом ша­рики. В средней части на шток надевается и напаивает­ся кольцо, согнутое из латунной проволоки меньшего, чем шток, диаметра (рис. 23,6). Шарик к изогнутому концу штока припаивается после того, как шток встав­лен в отверстие веретена. Под шарик подкладывается шайба из латуни и пропаивается вместе с ним (рис. 23,в).

Поворотная лапа макета якоря делается из стали или латуни. Заготовка выгибается и выпиливается на­пильником по форме лапы. Концевые приливы лапы вы­гибаются из листовой латуни (рис. 23,г), в них делаются фасонные прорези по форме лапы, после чего они при­паиваются оловом и зачищаются напильником и наж­дачной бумагой.

Веретено и лапы макета адмиралтейского якоря выпи­ливаются напильником из целого куска стали или лату­ни. Концы лап вырезаются из листовой латуни и при­паиваются. Изготовление и крепление штока и скобы описано выше.

Лапы четырехлапого якоря выгибаются из латунной проволоки, заранее спиленной на конус. Концы лап вы­резаются из листовой латуни. Веретено якоря выпили­вается напильником из стали или латуни. Макет якоря собирается при помощи пайки, зачищается напильником и наждачной бумагой. Изготовление скобы и ее крепле­ние производится обычным способом.

Детали макетов якорей можно изготовить из эбонита или органического стекла. Эбонит хорошо склеивается клеем БФ-2. Детали из органического стекла (плексигла­са) обычно склеивают жидким раствором этого вещества в дихлорэтане.

Якорные цепи для моделей кораблей изготавливают­ся из латунной, медной или стальной проволоки.

Калибр и размеры звеньев якорьцепи судна-прото­типа легко найти по табл. 2 и 5. Делением полученных размеров на масштабное число определяются размеры звена якорьцепи для модели.

Зависимость между калибром якорной цепи и размерами звена


Untitled-2_clip_image008_0000.jpg

Звенья цепи без распорок можно изготовить следующим об­разом. Из дерева вырезается бру­сок и грани его спиливаются так, чтобы поперечное сечение бруска имело форму звена якорной цепи.

Затем на брусок навивается про­волока, снимается с него и разре­зается ножницами или кусачками по линии, указанной на рис. 24.
После соединения звеньев в цепь место стыка концов проволоки пропаивается оловом. Паяльник должен иметь тонкое и острое жало, ибо в противном случае в место стыка будет ложиться большое количество олова. Если почему-либо такое жало паяльника сделать нельзя, то звенья лучше оставить непаяными. Пайкой заканчи­вается изготовление якорной цепи со звеньями без рас­порок (контрафорсов).
Изготовление якорной цепи с распорками требует большого терпения и умения хорошо паять.
Из той же проволоки, из которой навиты звенья якорной цепи, нарезаются распорки. Соединив два зве­на, аккуратно впаивают распорки в середину звеньев. Затем присоединяют следующее звено, впаивают рас­порку и т. д.

Untitled-2_clip_image010_0000.jpg

Скоба якорной цепи изготовляется так же, как и скоба якоря, только не­много больших размеров.

Вертлюги изготовляются следую­щим образом (рис. 25).

Из проволоки выгибается обух и место стыка пропаивается оловом. На штырь обуха надевается латунная или стальная шайба. Вторая шайба мень­шего диаметра насаживается на конец штыря, который аккуратно расклепы­вается. Далее из проволоки выгибает­ся фасонное звено вертлюга, которое своими концами припаивается к шай­бе большего диаметра.

Якорные клюзы для модели с ме­таллическим корпусом изготовляются также из металла и крепятся к кор­пусу на пайке.

Untitled-2_clip_image012_0000.jpg

Клюзы для деревянных моделей делаются из дерева, фанеры или целлулоида и приклеиваются к кор­пусу эмалитом или нитроклеем АК-20.

Палубные и бортовые губы якор­ных клюзов имеют овальную форму (рис. 26), они вырезаются лобзиком и опиливаются напильником так, чтобы поперечное сечение их имело форму сегмента. Губы клюзов зачи­щаются наждачной бумагой и при­крепляются к корпусу после того, как в бортах и палубе сделаны от­верстия и в них закреплены трубы клюзов. Крышки клю­зов делаются из листовой латуни или жести. Края кры­шек загибаются по форме палубных губ якорного клю­за. В середине крышки делается такая прорезь, чтобы в нее входило одно из звеньев якорной цепи.

При изготовлении якорных клюз-скоб прежде всего нужно пропилить круглым напильником желоб в корпу­се модели параллельно ее диаметральной плоскости. Скоба овального сечения выпиливается напильником из дерева, фанеры, металла или целлулоида. Палубный и бортовой фланцы (рис. 27) вырезаются из фанеры или листовой латуни, края их запиливаются напильником. После зачистки наждачной бумагой скоба и фланцы припаиваются или приклеиваются к корпусу модели.

Макеты якорных стопоров для модели делаются большим упрощением.

Подушка палубного кулачкового стопора (рис. 28) выпиливается напильником из дерева, латуни или целлу-

Untitled-2_clip_image014_0000.jpg

лоида, вырез для прохода якорной цепи делается над­филем. Дуга вырезается и сгибается из листовой лату­ни или жести и припаивает­ся оловом или приклеивает­ся к подушке. Рукоятка вы­резается из латуни или же­сти, к одному ее концу припаивается проволочный штырь, которым рукоятка вставляется в отверстие по­душки.

Untitled-2_clip_image016_0000.jpg

Untitled-2_clip_image018_0000.jpg

Станина и колодки винтового стопора могут быть вы­пилены напильником из одного куска дерева, латуни или целлулоида (рис. 29). Колодки можно выпилить от­дельно и затем припаять или приклеить к станине. Ду­га вырезается из листовой латуни или жести. В качест­ве шпинделя с рукояткой можно ис­пользовать проволоку.

Макеты шпилей или брашпилей проще всего изготовить на токарном станке. На станке можно почти пол­ностью выточить макет шпиля и ос­новные составные части макета брашпиля.

При изготовлении макета шпиля вручную из фанеры или латуни вы­резают четыре шайбы разного диа­метра (рис. 30). Одна из шайб изо­бражает фундаментную раму шпи­ля, остальные три — цепной бара­бан. В шайбах 1 и 2 круглым на­пильником или надфилем делаются выпилы, изображающие «звездочку» шпиля (гнезда для вертикальных звеньев). Швартовный барабан вы­пиливается напильником из дерева и в его центре просверливается та­кое же отверстие, что и в шайбах.

Из тонкого картона вырезаются и наклеиваются ребра швартовного барабана и окна для вымбовок.

Части шпиля насаживаются на

проволоку и склеиваются. Сверху наклеивается головка шпиля.

При изготовлении макетов швартовных шпилей цеп­ной барабан делать не нужно.

Фундаментная рама брашпиля вырезается из фанеры или листовой латуни и к ней приклеиваются или при­паиваются подшипники (рис. 31). Швартовные барабаны изготавливаются так же, как и у шпиля. В качестве зубчатых колес можно использовать небольшие шестер­ни, при их отсутствии—колеса. Шкивы ленточных тор­мозов и колеса вырезаются из фанеры или листовой ла­туни. В их центре просверливается отверстие для шпин­деля брашпиля. Цепные барабаны со звездочками дела­ются так же, как и на шпиле. Швартовные барабаны, шкивы, цепные барабаны и зубчатые колеса насажива­ются на шпиндель (ось).

Штурвалы ленточных тормозов и манипуляторного клапана изготовляются из проволоки, жести или листо­вой латуни.

Готовые детали макетов якорного устройства окра­шиваются в черный цвет.

Для выбора размеров макетов шпилей и брашпилей, а также соотношения между их основными размерами следует пользоваться табл. 6, в которой указаны основ­ные размеры шпилей и брашпилей в зависимости от ве­са якоря (рис. 19, 20).

Untitled-2_clip_image020_0000.jpg


2 февраля 2022 в 12:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.