Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича

19.02.2022.Группа 3.Изготовление леерного ограждения и трапов.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕЕРНОГО ОГРАЖДЕНИЯ

Леерное устройство: стойки — булавки, леера — тонкая проволока. Для моделей больших размеров леерные стойки иногда вытачивают из металла или бамбука, просверливают в них отверстия, в которые пропускают леера. 

Изготовить леерные стойки можно из латунной или стальной проволоки диаметром 0,5—0,8 мм.

Если их предполагается делать плоскими, то сначала необходимо в полосках нужной ширины насверлить отверстия диаметром 0,4—0,5 мм, в которые будет пропущен леерный трос. Нижними концами леерные стойки припаиваются к полоске жести, затем крепятся к палубе. К верхним их концам припаивается планширь.

Но можно леера делать и так: на ровной строганой доске (рис. 5) толщиной 25— 30 мм расчерчивают карандашом леерное ограждение. Потом берут сталистую (неотожженную) проволоку нужного диаметра и закрепляют ее вокруг забитых на отметках гвоздей. Под эту проволоку подсовывают леерные стойки, а места пересечения пропаивают.

img390.jpg
Рис. 5 - Изготовление леерного ограждения

Для леерных ограждений, устанавливаемых на надстройки, мостики, площадки сложной конфигурации, удобнее делать лееpa из отожженной проволоки, а стойки — из твердой. Такое ограждение хорошо гнется, принимая нужные формы.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРАПОВ

Судовые трапы бывают междупалубные, сходные (на надстройках, рубках, колоннах, рострах) и забортные. По конструкции они делятся на ступенчатые, прутковые (круглого сечения) и скоб-трапы.

На гражданских судах трапы, которыми пользуются пассажиры, должны иметь ширину не менее 0,8—1,0 м и вертикальное расстояние между ступеньками не более 0,2 м. Их уклон делается около 60° (рис. 6).

img391.jpg

Рис. 6 - Установка моделей трапов: 
А — наклонная; Б — вертикальная; В — скоб-трапы.

Служебные трапы могут иметь ширину до 0,4 м и расстояние между ступеньками больше 0,2 м. Они устанавливаются под более крутым углом, а иногда и вертикально (рис. 6, А, Б).

Скоб-трапы обычно делаются вертикальными (рис. 6,В). Расстояние между скобами не более 0,3 м, при ширине скоб (ступенек) от 0,2 до 0,5 м. Такие трапы бывают на дымовых трубах, на внешней стороне борта, мачтах, колоннах, вентиляторах, кранах и орудийных башнях.

Модели трапов имеют разнообразное конструктивное оформление и могут быть сделаны из различных материалов. Трапы, показанные на рис. 7, А, Б, сделаны целиком из дерева, дерева и картона или бумаги и картона; модель трапа, показанную на рис. 7, В, можно сделать из фанеры толщиной 1,0— 1,5 мм и проволоки, полосовой латуни, целлулоида или жести и проволоки.

img393.jpg
Рис. 7 - Конструкции моделей трапов: А, Б — из фанеры и картона; В — из фанеры, латуни, жести и проволоки.

Поручни трапов можно делать из латунной или медной проволоки диаметром 0,3— 0,5 мм при масштабе 1:150 и 0,6—0,8 мм при масштабе 1:100. На модель морского транспортного судна в среднем приходится устанавливать от 12 до 30 открытых (наружных) трапов. Поэтому для сборки (клейки или пайки) трапов, а также массовой заготовки деталей применяют различные приспособления (шаблоны-кондукторы), которые легко сделать.

Шаблон-кондуктор для сборки моделей трапов из дерева, фанеры, картона и бумаги показан на рис. 8. Изготавливается он так: из доски или фанеры толщиной 5—7 мм выпиливается основание шаблона А, выстругиваются под угольник две рейки В1 и В2, вырезается рейка-шаблон Б, в которой под углом 60° к горизонту делаются на равных расстояниях друг от друга пропилы глубиной 10— 15 мм; расстояние Г между пропилами зависит от масштаба трапа. К рейкам В1 и В2 приклеиваются бортики Е. Высота этих бортиков должна быть равна вертикальному расстоянию Ж от основания до нижней кромки пропила в рейке-шаблоне. Ширина бортиков должна быть 1,5—2 мм, а рейки-шаблона несколько меньше длины ступенек, по крайней мере на удвоенную ширину бортика. Длина реек В1 и В2 делается немного большей длины основания шаблона-кондуктора.

img393a.jpg
img393b.jpg 

Рис. 8 -Шаблон-кондуктор для сборки моделей трапов:
А — основание; Б — рейка-шаблон; B1 — В2 — рейки; Г — расстояние между пропилами; Д — ступеньки; Е — бортики; Ж — ширина бортика; 3 — стойка трапа.

Изготовление трапа при пользовании этим шаблоном состоит в следующем: из соответствующего материала (фанера толщиной 1,0 мм, целлулоид толщиной 0,5—1,0 мм или картон) нарезаются стойки и ступеньки трапа.

Ступеньки Д закладываются в пропилы рейки Б, на бортики Е реек В1 и В2 кладутся стойки 3 трапа; торцы ступенек смазываются клеем, и к ним придвигаются вплотную рейки B1 и В2 вместе со стойками. После того как клей высохнет, рейки раздвигают и трап осторожно вынимают. Для плотности прижатия стоек к торцам ступенек на концы реек В1 и B2 можно надеть резиновые кольца.

Имея два экземпляра описанного выше шаблона для модели в масштабе 1:150 и для модели в масштабе 1:100, можно делать трапы и для моделей в масштабах 1:75 и 1:50. Для этого ступеньки нужно закладывать в рейку Б через один пропил. Устройство простейшего шаблона-кондуктора для изготовления металлических моделей прутковых трапов показано на рис. 9. Пропилы в его колодках Б нужно сделать так, чтобы стойки трапа входили в них плотно, без зазоров и перекосов.

img394.jpg

Рис. 9 - Шаблон-кондуктор для пайки металлических моделей трапов:
А — основание; В — колодки; В — боковые стойки трапа.

Порядок изготовления деталей и сборки модели трапа в таком шаблоне следующий. На полоске латуни или жести размечаются очертания стойки трапа и накерниваются отверстия для прутков-ступенек; вторую полоску латуни вместе с первой (размеченной) зажимают в ручные тисочки. По разметке первой полоски сверлят отверстия сразу в двух заготовках. Вырезав ножницами первую заготовку стойки, размечают по ней очертания второй стойки. Обе заготовки выпрямляют на металлической плите и, зажав в тисочки, одновременно зачищают надфилем или напильником.

При одновременной сверловке четырех и более заготовок рекомендуется пользоваться шаблоном-кондуктором — металлической пластинкой с отверстиями, просверленными на станке. Ступеньки (прутки) трапа нарезают из сталистой проволоки. Длина заготовок ступенек должна быть несколько больше, чем ширина трапа. Стойки трапа укладывают в шаблон и пропаивают.

Мелкие детали для моделей кораблей, такие как кнехты, киповые планки, якоря, леерные стойки, прожекторы и другие, можно отливать из расплавленного капрона или полистирола в пресс-формах под давлением.

to_top.png

19 февраля 2022 в 08:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.