Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича
24.02.2022.Группа 1.Обработка корпуса модели корабля.Предварительная отделка и обработка корпуса моделиЦветовое решение модели. Вы закончили самый ответственный этап работы. Но пока ещё полученная заготовка может напоминать скорее лапоть, чем модель боевого (а у кого-то может быть и торгового или экспедиционного) корабля. Теперь нужно определиться с технологией "расцвечивания" модели. К сожалению, очень часто даже в достаточно подробных комплектах чертежей не указывается окраска корабля. Хорошо, если удаётся найти цветную репродукцию. Ну а если нет, то вполне можно подключить и фантазию, тем более, что корабли за их долгую жизнь неоднократно перекрашивались, и могли изменять свою расцветку. При этом в каждой стране с развитым судостроением существовала своя характерная палитра. Голландские корабелы верхнюю часть борта чаще окрашивали в оливковый или тёмно-зелёный цвета. Именно из Голландии были первые корабельные мастера, приглашённые на Русь ещё в 1668 году царём Алексеем Михайловичем для постройки первого Русского военного корабля "Орёл". Они привезли с собой не только зелёный цвет борта, но и цвета национального флага. Именно на "Орле" бело-сине-красный флаг впервые был поднят как государственный! В Голландии начал своё обучение корабельному ремеслу и Пётр I во время своего Великого Посольства. Неудивительно, что зелёный цвет борта, или его отделки, прижился и в Русском флоте. В середине XVIII века сложилась традиция окрашивать военные корабли в чёрно-белую гамму. Т. е. основной цвет корпуса был чёрным, а полосы орудийных портов - белые (иногда они могли быть кремовыми или светло-жёлтыми). Англичане чаще красили свои корабли в чёрный с золотым декором или в темно-синий цвета. Французы и шведы предпочитали небесно-голубой, а испанцы - охристо-коричневую гамму с декором национальных цветов - красно-жёлтым. Довольно разнообразно, но с преобладанием красного и белого были выкрашены корабли Ганзейского союза. Декор чаще был желтым или желто-красным. Дорогой золочёный декор использовался только в исключительных случаях, а серебряный цвет не применялся вообще. Практически всегда тёмно-коричневыми или чёрными были бархоуты, планширь и руслени. Выходящие на палубу переборки, внешние стенки надстроек обычно сохраняли свой естественный цвет древесины. Конечно этот "цветовой набор" не был незыблемым правилом, но заметная тенденция всё же явно просматривается. Внутреннюю сторону фальшборта, косяки пушечных портов, края и внутренние стороны их крышек примерно до конца XVIII века почти во всех странах на военных кораблях обычно красили в кроваво-красный цвет. На торговых судах чаще использовался коричневый или охристый. Он же позже стал приживаться и в военном флоте. Так что, скорее всего на выбранном корабле окажутся раскрашенные участки борта. С наружной или внутренней поверхности, но где-то они да будут. И именно сейчас пора решить как поступить с этими поверхностями. Самое напрашивающееся решение - покрасить. Я сперва именно так и поступал. Но вскоре вышло так, что краски желаемого оттенка не оказалось, но зато попалась на глаза бумага именно того цвета, что мне хотелось получить. Оклеив ею соответствующий участок борта, больше я к краскам не возвращался! Как выглядят сделанные по такой технологии фрагменты корпусов шведского корабля "WASA" и нашего фрегата "Штандарт" видно на фото. Найти бумагу нужного цвета в магазинах не составляет особой проблемы, а по качеству получаемой поверхности и удобству в работе этот способ нравится мне гораздо больше. Если Вы также остановитесь на нём, то могу дать несколько рекомендаций по его применению. Во-первых, как оказалось, практически любая бумага имеет, как и картон, не только направление волокон, но и лицевую сторону. Она чуть-чуть более гладкая и, значит именно её лучше пустить на поверхность. Ну а направление волокон, как и ранее говорилось, - вдоль выкроек. Определяя контуры выкроек для наружной поверхности борта стоит учесть, что их нижняя кромка практически всегда оказывается скрыта поясом бархоутов. А для внутренней - вполне может и уйти на несколько миллиметров под палубу, т.е. идеальна точность здесь не столь обязательна. Кромка палубы, как правило, достаточно хорошо приклеивается к оклеенной бумагой поверхности борта. Что не всегда можно сказать об окрашенной: к нитрокраске, например, ПВА вообще не пристаёт, а прочность соединения с акриловой тоже оставляет желать лучшего. Иногда окраска одного пояса обшивки, особенно у западноевропейских каракк или галеонов может быть не однотонной: на ней могут быть узоры в виде треугольников, ромбов и т.п. В этом случае такой орнамент лучше сделать отдельно, и потом наклеить сразу весь пояс. Иначе любая неточность может испортить работу, да и компоновать орнамент на отдельной полоске удобнее, чем непосредственно на корпусе. Вырезав выкройки, перед оклеиванием замочите их в воде на одну - две минуты. Больше не надо - в отличие от листков для папье-маше здесь нет задачи размочить всю бумажную массу, а только дать выкройкам набухнуть для увеличения в размерах до того, как они будут наклеены на корпус, а не уже на нём от нанесённого клея. Это поможет добиться более плотного склеивания и, главное, избежать морщин. При долгом лежании в воде бумага пропитается слишком сильно, потеряет прочность, и после высыхания на поверхности могут остаться разводы. Приклеивать бумагу лучше ПВА, разведённой примерно вдвое. Специально готовить такой раствор смысла нет. Удобнее просто поочерёдно окунать кисточку то в клей, то в воду. Так можно легко выдержать наиболее удачные пропорции клея. Набухшая бумага приклеивается очень хорошо, и большого количества клея не нужно. Наклеенную бумагу, да и всю надводную часть борта стоит ещё раз покрыть примерно таким же клеевым слоем для предохранения от возможных повреждений и загрязнения. Отдельно нужно сказать о подводной части. На реальных парусниках существовали разные варианты её обработки с целью защиты от гниения и обрастания водорослями. Чаще всего днище кораблей просто просмаливали, добавляя в смолу в разных пропорциях серу для защиты от древоточцев. Такое покрытие имело близкий к естественному цвет с желто-серым или горчичным оттенком. Если серу не добавляли, то днище было темно-коричневым, почти чёрным. В Российском флоте эти два способа применялись наиболее часто. При строительстве модели в первом случае, если подводная часть обшита достаточно однотонным шпоном, цвет которого вполне может быть сохранён, её можно также покрыть слоем разведённой ПВА. Для второго же случая (простого просмаливания) - когда в дальнейшем днище будет тонироваться морилкой или покрываться тёмным лаком, этого делать не стоит, т.к. лак и, особенно, морилка на слой клея ложатся заметно хуже. Возможно Вы обращали внимание на то, что у некоторых моделей днище выкрашено в белый цвет. Иногда, как правило, в западной Европе, подводную часть красили свинцовыми белилами, и у только что построенного корабля она была белой. Профессионально выполненные музейные модели с такой отделкой смотрятся прекрасно. Для моделей же, построенных по нашей достаточно упрощенной технологии, такой способ отделки, на мой взгляд (моя, чисто субъективная точка зрения) будет несколько претенциозным. По крайней мере, я ни разу к нему не прибегал. Интересный способ строительства применялся в XVII - начале XVIII века в Англии. На основную обшивку, выполненную из дубовых досок, толщина которых могла доходить до 6 дюймов или 16,5 см крепили дополнительную обшивку из тонких (не более 1 дюйма) вязовых досок, прибивая их железными гвоздями с большими шляпками, так, что шляпки образовывали практически сплошное металлическое покрытие. В дальнейшем, с развитием судостроительных технологий, начиная со второй половины XVIII века, днища кораблей в отдельных случаях стали обшивать листами меди, которая хорошо защищала его и от гниения, и от вредителей, и от водорослей. Но из-за высокой стоимости такого покрытия, применялось оно не очень часто. Для модели с днищем, обшитым шпоном светлого красного дерева, его цвет вполне может имитировать оттенок меди, и тогда днище также стоит покрыть ПВА. Так выполнены днища моделей линкора "Трёх Иерархов" и фрегата "Паллада", обшитых в реальности медью. Здесь нужно предостеречь от одной маловероятной, но всё же реальной неприятности. Случается, что при покрытии поверхности разведённой ПВА на ней образуются грязно-белые подтёки, исправить которые на бумаге уже практически невозможно, а на древесине можно только счистить, сошкурив или сцыклевав вместе с верхним слоем. Почему так происходит, я не знаю, но заметил, что случается это обычно, когда банка клея уже подходит к концу. Видимо, что-то, какая-то фракция в нём оседает на дно, что и даёт такой дефект. Так что, если Вам довелось пользоваться не "свежекупленным" клеем, то имейте в виду возможность такого поворота событий и проверьте, как он ложится на какой-нибудь не лицевой поверхности. Оклеивать внутренние и наружные поверхности бортов лучше по-очереди - т.е. оклеив, просушив, и сняв свесы на одной, браться за другую. Не обрабатывая пока кромки бортов окончательно. Таким образом, использую только бумагу и клей можно придать кораблю необходимую расцветку. Если же Вы решите окрашивать модель красками, то это тоже лучше сделать сейчас, до прорезки пушечных портов. На гладкую, сплошную, без отверстий поверхность краска ложится более качественно. Давать рекомендаций по окраске я не буду - их вполне можно найти и в специальной литературе, а советовать что-либо, не имея собственного успешного опыта, мне бы не хотелось. И вот корабль приобрёл свою расцветку. Пушечные порты 22 февраля 2022 в 09:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.