Персональный сайт педагога дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТТ, Стригуна Андрея Юрьевича

26.02.2022.Группа 1.Обработка корпуса модели корабля.

Шлифование корпуса модели

При работе дома, как правило, нет возможности отшлифовать модель в специальной мастерской. Если так, то, конечно, лучше производить это на открытом воздухе. Постарайтесь выбрать для этой операции хорошую сухую погоду - при высокой влажности воздуха качество обрабатываемой поверхности будет значительно хуже. Дело в том, что влажные волокна древесины при обработке будут не столько сошлифовываться, сколько сминаться, а потом за счёт упругости восстанавливать свою прежнюю форму.

Все работы по шлифованию корпуса можно разделить на два основных этапа.

Первый этап - это начальное, предварительное шлифование - наиболее ответственный - от тщательности его выполнения будетзависеть итоговое качество всей поверхности корпуса. Кроме того, здесь проще всего испортить модель.

Для предварительного шлифования обшивки лучше подойдёт средняя шкурка зернистостью примерно 10 – 16 по ГОСТ 3647-80. Чем выше твёрдость обрабатываемой древесины, тем мельче должна быть шкурка. Дело в том, что на мягкой древесине мелкая (менее 10) шкурка слишком быстро "засалится", забьётся волокнами, а крупная (крупнее 16) на поверхности твёрдой древесины может оставить весьма заметные царапины, которые будет сложно ликвидировать при дальнейшей обработке.

"Проплешины", образующиеся при шлифовании на осевой линии корпуса будут заделаны позже, при установке на модель киля. 

20.311.jpg 

На этом этапе наиболее сложная и основная часть работы по шлифованию придётся на подводную часть, выполненную, как правило, из достаточно мягкой древесины. Поэтому при выборе шкурки здесь лучше ориентироваться именно на неё. Обрабатывая поверхность, надо стараться, что бы направление движения резания (а шлифование - ни что иное, как разновидность резания) относительно корпуса по мере возможности совпадало с направлением волокон древесины. Это тоже поможет избежать лишних царапин.

О предельно возможной осторожности, необходимой при шлифовании, думаю говорить излишне. Риск прошкурить тонкий шпон насквозь, особенно в носовой части, достаточно велик. Во избежание этого можно при необходимости проверить толщину остающегося слоя шпона простым накалыванием кончиком ножа.

Обработку вогнутой части кормовой оконечности днища лучне всего производить кромкой круга с учётом того, что шкурка на ней приклеена с некоторым припуском, о чём упоминалось ранее, в главе, посвящённой изготовлению круга. Шлифуя вогнутую часть , не старайтесь полностью проделать это с помощью одного только круга. Здесь так же легко испортить поверхность, как и на носовой части. Особенно принимая во внимание то. что работы ведытся кромкой диска. Лучше довести поверхность с помощью накрученной на деревянный цилиндр шкурки.

  Но даже при всём старании достичь хорошего качества поверхности за один приём едва ли удастся.

Поэтому после первой стадии шлифования поверхность заготовки корпуса смачивают водой, в которую добавлена примерно 20 - 25 % объёма ПВА., и опять же хорошо просушивают. После этого мероприятия волокна древесины, примятые в процессе шлифования набухают, восстанавливают свою форму, и, благодаря добавлению в воду ПВА, несколько затвердевают. Поверхность становится шершавой и жесткой. Теперь подготовленную таким образом поверхность самой мелкой шкуркой, зернистостью 4 – 6 по тому же ГОСТ 3647-80, ещё раз шлифуют. Теперь уже окончательно. 


26 февраля 2022 в 11:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.